Трэш-метал (thrash metal) – одна из разновидностей металла, возникшая в
первой половине 80-х. Первоочередная заслуга в формировании (трэша
принадлежит американским музыкантам (большинство из них – уроженцы
Калифорнии), которым пришелся по душе британский хэви-метал.
Восторженные отзывы о Новой волне британского хэви-метал просачивались
в Америку через прессу, а сама музыка достигала Нового света на
пластинках. Кое-кто из молодых исполнителей (среди которых – Ларс
Ульрих, будущий барабанщик METALLICA) даже ездил в Британию набираться
опыта. Конечно, у американцев были и «родные» источники влияния –
например, хардкор.
В числе групп первого трэш-эшелона, помимо METALLICA, следует назвать
MEGADETH (группа, созданная уволенным из рядов METALLICA гитаристом
Дэйвом Мастейном), EXODUS (группа, из которой в METALLICA перешел
гитарист Кирк Хэмметт), ANTHRAX, SLAYER, OVERKILL. В конце 80-х
стартовала так называемая вторая волна групп западного побережья:
TESTAMENT, FORBIDDEN, VIO-LENCE, DEATH ANGEL и др.
В начале-середине 80-х появилось немало трэш-групп и за пределами
Америки - от канадской ANNIHILATOR и бразильской SEPULTURA до немецких
KREATOR и SODOM.
Американцы не смогли, да и не пытались полностью воссоздать достаточно
отточенный саунд британского хэви. Они привнесли в звучание изрядную
долю сырости, грубости и ярости, а в сам дух металла – ноту
трагичности. Для трэша характерны жесткие, лапидарные риффы баса и
гитары, «инфернальные» тритоновые обороты (идущие от BLACK SABBATH).
Темп в трэше, как и в спид-метале, колеблется от умеренно-быстрого до
очень быстрого.
Типичным признаком трэша является интенсивное басово-гитарное тремоло
(как правило, по полуприжатым струнам, что дает множество шумовых
призвуков) и ритмический унисон с пулеметными очередями двух бочек
(отсюда, собственно и название стиля: от англ. to thrash – молотить,
барабанить). Линии вокала нередко диссонируют с инструментальной
фактурой.
При этом в трэше, пусть даже в качестве контрастных "вставок", нередко
встречаются заимствования "классической" музыки (вспомним
квази-лютневые переборы полуакустической гитары и «барочные» гитарные
соло у METALLICA и MEGADETH), так же, как и более глубокие примеры
претворения принципов симфонической драматургии (здесь вновь уместно
сослаться на творчество M&M). Впрочем, далеко не все группы
увлекались подобными изысками.
Роль трэш-метала для дальнейшего развития интернациональной «ортодоксальной» и «альтернативной» метал-сцены трудно переоценить.
Его значение велико и сегодня, хотя корифеи направления в 90-х пытались
свернуть с изначально избранного пути (METALLICA – в сторону
облегчения, декоративности саунда, MEGADETH – к электронным
экспериментам). Разновидностями трэша являются техно-трэш (канадская
VOIVOD, немецкая MEKONG DELTA, американская WATCHTOWER) и трэшкор (с
более заметным влиянием хардкора, как у PANTERA).
Параллельно трэш-метал развивался в Германии. Немецкий треш
характеризуется более жёстким и плотным звуком. Наиболее заметными
представителями данной школы являются Kreator, Sodom, Holy Moses, а
также швейцарская группа Coroner.
Пик популярности трэш-метала пришёлся на середину — конец 80-х гг.
Культовые альбомы:
Metallica - Master Of Puppets (1986),
Slayer - Reign In Blood (1986),
Kreator - Extreme Aggressions (1989),
Megadeth - Rust In Peace (1990),
Sepultura - Arise (1991).
Также в трэш-метале выделились такие подстили, как техно-трэш (Mekong Delta), трэшкор, грув-метал, энгри-треш.