Прогре́ссив-ме́тал или прогрессивный мета́лл (сокр. прог-метал) -
подстиль метала. Этот жанр основывается на прогрессивном роке и
включает в себя комплексные композиционные структуры, причудливые
музыкальные размеры и интригующую технику игры на музыкальных
инструментах. Высочайший уровень профессионализма музыкантов часто
комбинируется с лирическим в форме концептуальных эпических текстов,
результатом которых являются довольно длинные песни и концептуальные
альбомы. Результатом этих факторов является то, что прогрессив-метал
нечасто услышишь по радио и не увидишь по телевизору.
История
Происхождение прогрессив-метала можно с лёгкостью проследить в таких
прогрессивно-роковых группах 1960-х и 1970-х, как Yes, Pink Floyd, King
Crimson, Genesis и Rush. Этот стиль сформировался как отдельный,
самодостаточный стиль лишь к середине 80-х. Группы:Dream Theater,
Queensrÿche и Fates Warning взяли элементы прогрессивно-роковых групп –
инструментальную и композиционную структуру песен, и скрестили её с
музыкальной хеви-метал-атрибутикой таких групп, как Metallica,
Megadeth, Deep Purple, Black Sabbath, Death и Iron Maiden. В результате
получилась музыка с прогрессивным менталитетом и хеви-метал-звучанием.
Наибольшую популярность прогрессив-метал приобрел в начале 90-х годов,
когда песня группы Queensrÿche «Silent Lucidity» (1990 Empire) )
неожиданно стала хитом на радио и MTV. Нельзя отнести эту песню к
«типичной» прогрессивно-металлической, но именно благодаря ней музыка
группы Queensrÿche стала доступна для фанатов и, помимо этого, дала
толчок к развитию других прогрессив-метал групп во всем мире. В 1993
году Dream Theater с песней «Pull Me Under» (from 1992 Images and
Words) также приобретает мировую популярность. Эта песня менее подходит
под направление прогрессив-метал, чем «Silent Lucidity», но больше
подходит по канонам к хеви-металу, и именно она держит Dream Theater на
волне популярности и по сей день.
Разнообразие
Прогрессив-метал можно с успехом разбить на бесчисленное множество
подстилей, соответствующих другим направлениям музыки, которые оказали
влияние на музыкальные коллективы. К примеру, две группы, которые
вполне можно отнести к обсуждаемому жанру, - King's X и Opeth,
находятся на противоположных концах звукового спектра. King's X более
подвержены влиянию мэйнстрима и гранжа (grunge). Парадоксально, но
бас-гитарист группы Pearl Jam, Джефф Амент однажды сказал: «King’s X
изобрели гранж как стиль», имея в виду то, что влияние этой группы на
весь гранж было очень велико. И в то же время гроулинг вокалиста группы
Opeth и тяжелый звук гитар (частично разбавленный готическими
акустическими пассажами) вполне можно отнести к стилю дэт-метал.
Европейская классическая музыка также оказала весьма значительное
влияние на весь жанр прогрессив-метала. Такие группы, как Symphony X и
Spock's Beard успешно смешивают этот стиль с той сложностью и
великолепием, что присуща классическим произведениям. Кроме того, такие
проекты, как Liquid Tension Experiment (создан участниками группы Dream
Theater) и группы, как Planet X, имеют в своем творчестве джазовое
влияние с длинными сольными секциями. Более того, Liquid Tension
Experiment представляют в своей музыке элементы импровизации, которые
довольно нечасто встречаются в хеви-метале. Другая группа, Cynic, в
своих альбомах скрестила прогрессив-метал, дэт-метал и джаз/фьюжн в
своей работе Focus.
Во всем разнообразии прогрессивных команд, группа Tool является самой
популярной в своей нише. Tool приобрели известность в середине 90-х
годов, выпустив свой второй по счёту полнометражный альбом Aenima,
который и принёс им мировую известность. Их электрический коктейль из
хеви-метала, случайных музыкальных размеров, комплексных структур и
сложной лирики, натолкнули многих на мысль о классификации их как
прогрессив-метал группы, хотя и с существенными отличиями от многих
традиционных команд. Тем не менее, следующий альбом группы Tool 2001
года Lateralus упрочнил положение группы на прогрессивной сцене с их
комплексными структурами и высоко концептуальным стилем, несмотря на
то, что группа стала более родственной к индустриальной музыке, нежели
к прогрессивной.
В России также имеются исполнители прогрессив-метала, например, московская группа Mechanical Poet.
Прогрессив-метал иногда называют «метал будущего», по причине того, что
он довольно сложен для восприятия неподготовленному слушателю. Этот
стиль также является прекрасным средством для восприятия
научно-фантастических тем и всего с ними схожего.