Индастриал (Industrial)
Появившись
изначально как смесь электронных экспериментов в рамках академического
авангарда и пост-панк агрессии, Индастриал постепенно трансформировался
в наиболее грубое и агрессивное сочетание Рока и Электроники. По мере
эволюции, Индастриал отходил от своих авангардных корней в сторону
молотящего, безжалостного, неумолимого ритма, похожего больше на звук
отбойного молотка.
Появившись изначально как смесь электронных
экспериментов в рамках академического авангарда и пост-панк агрессии,
Индастриал постепенно трансформировался в наиболее грубое и агрессивное
сочетание Рока и Электроники. По мере эволюции, Индастриал отходил от
своих авангардных корней в сторону молотящего, безжалостного,
неумолимого ритма, похожего больше на звук отбойного молотка. В
результате жанр стал реальной мрачной альтернативой жизнерадостному
танцевальному мэйнстриму. Коронное индустриальное звучание было крайне
суровым и угрожающим, но ключевыми были намеренная механистичность
звука и тематика отчуждения и бесчеловечности. Музыкантов привлекла
звуковая реальность современной урбанистической эпохи, величие,
упорядоченность и слаженность работы сложных механизмов. Индастриал оставался в андеграунде до начала 90-х годов, когда Ministry и Nine Inch Nails
донесли свои вариации жанра до весьма обширной к тому времени аудитории
поклонников альтернативного рока и хэви-метал. Тем не менее, приличная
часть групп решила остаться в тени андеграунда, сочтя что идеология и
проблематика жанра не совместима с популярностью и массовым
поклонением.
Музыка в стиле индастриал, как правило,
минималистична по тембровым, интонационным и драматургическим
средствам, она основывается на повторяющихся циклических структурах,
погружающих слушателя в урбанистический транс. В воображении могут
возникать самые разные ассоциации, визуальные образы: от величественных
зданий из стекла и бетона до непрерывно движущегося конвейера и даже
жутких сцен в крематориях фашистских лагерей. Выступления групп
индастриала, как правило, содержат элементы театрализации, нередко
проводятся в соответствующей обстановке - на заброшенных заводах, в
железнодорожных депо и т.д. (сказываются авангардные корни жанра). Конечно,
представители рок-индастриала не были первыми, кого заворожила музыка
машин, симфония урбанистических ритмов. Уже в первой четверти ХХ
столетия, в творчестве итальянских и русских футуристов (поэтов,
художников, композиторов), стремившихся создать "искусство будущего",
прозвучала тема преклонения перед величием индустриального города,
культивировалась эстетика урбанизма. "Эмансипация" шумов и
немузыкальных звуков начала осуществляться в 20-е гг. нашего столетия,
в творчестве Э. Вареза, П. Онеггера, Л. Руссоло, Э. Сати, С.
Прокофьева, А. Мосолова и др. Появилось даже особое понятие -
"брюитизм", шумовая музыка, для сочинения и воспроизведения которой
использовались специально сконструированные электрические инструменты,
а также динамо-машины, автомобильные клаксоны, моторы, пишущие машинки
и другие "звуковые объекты", огромное количество ударных. М. Равель в
своем знаменитом симфоническом "Болеро" отразил впечатления от
посещения сталелитейного завода. Эксперименты с шумами продолжились в
50-е годы в творчестве П. Шеффера, П. Анри и др. ("конкретная музыка"),
а в 60-е - в сонористике, где шумовые эффекты достигались, как правило,
нетрадиционными способами звукоизвлечения на самых обычных оркестровых
инструментах. Подобно своим предшественникам в стане академической
музыки, "рок-индустриальщики" воссоздавали звуковые реалии современного
города разными методами. Так, уникальная западногерманская группа Einsturzende Neubauten
(образовалась в 1980 году) в качестве музыкальных инструментов
использовала реальные объекты: стальные листы, рессорные пружины,
электродрели, циркулярные пилы, отбойные молотки, пластиковые
контейнеры, насосы, сыплющийся песок, капающие в воду куски горящей
пакли и др.
Помимо Einsturzende Neubauten, родоначальниками Рок-Индастриала считаются также и начавшие свои эксперименты еще во второй половине 70-х Cabaret Voltaire,
основатели звукозаписывающего лейбла "Industrial" Throbbing Gristle.
Для всех них театральность представлений была важна в не меньшей
степени, чем и сама музыка. Следом за ними двинулась вторая волна, состоящая из Skinny Puppy, Front 242, Nitzer Ebb
и других групп, добавивших резкий танцевальный бит в конфронтационный
саунд предшественников. Иногда их выделяют в отдельный поджанр
electronic body music, концентрировавшийся преимущественно вокруг
лейбла Wax Trax. Одновременно с зарождением electronic body music группы типа Ministry и KMFDM добавили в музыку хэви-металические гитарные риффы, позволившие Ministry завоевать обширную аудиторию в конце 80-х - начале 90-х. Похожим образом поступил лидер Nine Inch Nails
- Trent Reznor, добавив традиционные песенные шаблоны, сделав
собственную фигуру центральной в группе, придав музыке немного
человечности ну и … став "звездой".
Вся эта вторая волна, включая брюссельцев Front 242 (собрались в 1980 году), американцев Ministry (1981), канадцев Skinny Puppy (1982), лондонцев Coil (1983), немцев KMFDM
(1984) и других, объединяется одним принципиальным моментом. В отличие
от "натуралистов" первой волны, все они опирались на возможности
синтезаторного моделирования музыкальных и немузыкальных звуков,
пропускали гитарный сигнал и вокал через всевозможные "искажатели"
(дисторшн, овердрайв, компрессор и др.), применяли электронные ударные
и драм-машины, микшировали индустриальный саунд с брутальными
хэви-риффами, механистичными техно-ритмами, звуками, полученными путем
манипуляций с магнитофонной пленкой. Активно использовались методы
сэмплирования натуральных звучаний (в том числе сделанных в реальных
"промышленных" условиях). Степень жесткости саунда могла варьироваться
от предельной "милитаризированности" Ministry до эмбиентных "звуковых пейзажей" Coil. Единственные в своем роде словенцы Laibach (1980) соединяли в своей музыке признаки индастриала, хэви-метал и техно с грандиозным звучанием барочного органа и хора. King Crimson
первой половины 80-х добивались индустриальных звучаний, не прибегая к
синтезаторам, но применяя нетрадиционные струнные электроинструменты
(стик), особые методы звукоизвлечения на гитаре.
Во второй половине 80-х - 90-х годов Индастриал стал
одним из ведущих стилей Альтернативы. В это время выделилось несколько
его разновидностей: брутальный, тяготеющий к хэви-саунду и традиционным
для рока структурам индастриал-метал (Marilyn Manson, Godflesh), более танцевальный, ритмичный, "опопсованный" индастриал-дэнс (Die Krupps, Rammstein), а также индастриал-готик (Das Ich), прогрессив-индастриал (Nine Inch Nails) и др. На
протяжении 90-х Индастриал, - вернее его разновидность Индастриал-Метал
- занимал существенное место в Альтернативном метале, однако к концу
столетия силы жанра иссякли и он потихоньку ушел в тень. Практически
единственным процветающим в настоящее время направлением Индастриала
является Индастриал-Дэнс, большинство групп которого приходятся на США
и Германию.
Близким индастриалу (хронологически и
идейно-стилистически) направлением является нойз (предшественники -
Velvet Underground, Лу Рид соло и др.). Влияние индастриала ощутимо в
творчестве многих групп и исполнителей, от Korn до Рассела Миллза
(Russel Mills). Среди русских представителей индастриала можно назвать Cyclotamia, Reutoff, Solar Salt.
|